Высшая поэзия — моление
Иеромонах Роман — выдающееся явление русской духовной культуры. Недостаточно сказать, что он поэт и исполнитель собственных песнопений, мыслитель и проповедник. Думаю, что пройдёт совсем немного лет, и имя иеромонаха Романа, скит Ветрово будут звучать для православного человека как символы возрождения нашего Отечества.
Не требуется дистанция будущего времени, чтобы сказать определённо: отец Роман сполна служит делу, к которому призван Господом. Каждому из нас задана задача — верно и вовремя распознать своё предназначение на Земле, своё служение, своё призвание. Иеромонах Роман несёт своё призвание через множество испытаний: непонимание, завистничество, осуждение, враждебность, — порой недоброжелательность проявляется даже среди лиц, облечённых духовными званиями.
На злобное пустословие отец Роман либо вовсе не обращает внимания, либо реагирует весело. К счастью, есть критики, литературоведы, которым до́роги Россия и Православие. Стихи иеромонаха Романа в журнале «Север» публиковались рядом с Ф.И. Тютчевым и А.С. Хомяковым, в единой подборке православных стихов. И.К. Рогощенков, немало размышлявший о русской литературе и русском самосознании, выразил афоризмом своё отношение к отцу Роману: «Он — великий православный русский поэт, вернувший поэзии Православие, а Православию — поэзию».
О песнопениях иеромонаха Романа ёмко говорил Валентин Распутин: «Всего себя выпевающий их голос отдаёт себя во имя желанного преображения и всего себя обретает заново. На меньшее он не согласен. Так и с Россией: он не удовлетворится частью её посреди бушующего срама, ему нужно, чтобы она восславилась и восстала вся».
Песнопения и стихи иеромонаха Романа выводят русский народ из летаргического сна безбожия. Возвращается безспорный для сотен лет постулат: быть русским — значит быть православным.
Иеромонах Роман — поэт редкостный, его стихи принял народ как голос Православия, голос глубинной памяти и высочайшей любви к России, голос исповедальной молитвы и вдохновенной проповеди.
Иеромонах Роман — восприемник, певец и звонарь Святой Руси, того Православного Царства, которое не крошилось на кусочки, искало путь к общему и личному спасению, не прельщалось чужими идолами и идеалами. Не однажды рассыпа́лся наш целостный организм на части, и сразу вороньё набрасывалось на поживу, пока не находился объединитель Руси, князь или монах, слово которого было услышано воинством, народом, и спасалась Русская Земля. Услышьте и в этот час беды, в час пагубных соблазнов слово горькой правды, с болью и любовью сказанное иеромонахом Романом.
Так нужно для нашего общего исцеления, для духовного подъёма слово поэтических проповедей отца Романа! С надеждой и благодарностью открываем мы его книги, изданные в Белой Руси. Эти книги встречал я в Иркутске, Новосибирске, Бийске,их везут как дорого́й подарок из Москвы, Петербурга, куда неведомыми путями они попадают из Минска.
Иеромонах Роман слышит бе́ды мира, слышит то, что неспособно услышать ухо духовного оглохшего человека. Он — целитель нашей глухоты и слепоты.
Сколь напряжённо и интенсивно духовное творчество иеромонаха Романа в начале 2001 года, читатель убедится, обратив внимание на даты написания стихов. А ведь отец Роман пишет сейчас ещё и иконы для иконостаса скитского Храма, каждодневно трудится физически, поддерживая Храм, келии, хозяйство в порядке, издревле принятом в скитской и монастырской жизни.
Самое сокровенное, самое потаённое, самое возвышенное и самое горькое высказываются в таинстве моления. У иеромонаха Романа грань между стихом и молением становится почти неуловимой. Уединение, молитва, благоговейное отношение к слову позволили ему верно определить своё поэтическое служение:
Скажу ещё, по Милости Творца
С молитвой песне удалось сродниться.
Высшую степень Богообщения, ответственности верующего человека обнаружит читатель в стихотворении «Гильотина» и многих других, такие прозрения — путеводная звезда для каждого из нас. Такого предстояния русская поэзия ещё не знала. И это предстояние указало высокое назначение поэзии — возводить творение к Творцу. Нужно низко поклониться Русской Православной Церкви, давшей России такого поэта. Ибо без Неё, без Святого Православия не было бы и отца Романа. И он прекрасно понимает это сам, затворяясь от людской молвы и людских почестей в безлюдных местах, наполняя молитвенным звучанием рождающиеся строки.
О ты, напоминающий о Боге,
Не умолкай!
Александр Корольков, доктор философских наук, профессор, академик Российской академии образования. Санкт-Петербург, апрель 2001.