Владимир Палей
Владимир Палей |
---|
князь Владимир Павлович Палей |
* 28 декабря 1896 (9 января 1897), Санкт-Петербург |
† 18 июля 1918 (21 год), шахта Новая Селимская в 18 км от Алапаевска, Пермская губерния, РСФСР |
Князь Влади́мир Па́влович Пале́й (9 января 1897, Санкт-Петербург — 18 июля 1918, Алапаевск) — сын Великого Князя Павла Александровича от его морганатического брака с Ольгой Валерьяновной Пистолькорс (урождённой Карнович), внук Александра II, граф Гогенфельзен (1904), князь (1915); поручик Лейб-Гвардии Гусарского полка, поэт.
В ночь на 5 (18) июля 1918 года князь Владимир Павлович Палей был убит большевиками (сброшен в шахту Новая Селимская в 18 км от Алапаевска). 8 июня 2009 года Генеральная прокуратура России посмертно реабилитировала князя.
Стихотворения
- Все произведения Владимира Палея
О творчестве
Все мои нынешние стихи являются мне в законченном виде; исправления только повредят им, нарушат их чистоту. Я должен писать. Когда мне исполнится двадцать один, я больше не буду писать. Всё, что есть во мне, я должен выразить сейчас; потом будет слишком поздно... Владимир Палей[1]
|
Дневник
Какое страшное, тяжёлое время! Мы все живем слухами, предположениями, надеждами — и воспоминаниями. Нет ничего определённого, постоянного, все сбились с толку, у всех в голове какая-то каша. В сущности, никто не знает, чего он хочет, и боится того, чего хочет ближний. В Петрограде — затишье, но настроение взвинченное — пахнет кровью. Грязь в городе неописуемая. Сутолок, безпорядок, анархия. Словом, революция… Наступление началось — но какое! Потери огромные и почти сплошь офицерами и вольноопределяющимся. Подсчитано, что за всю войну офицеров убито 60%, а солдат меньше — 40%. Забавно, как все люди остались, в сущности, верны себе: подлецы показали себя подлецами, трусы — трусами, храбрые — храбрыми. Растёт, развивается хамство. Как поганое дерево, оно уже протягивает в разные стороны зловонные ветки и цепляется за всё окружающее. Самая гуманная душа должна теперь признаться, что Россия без палки жить не может. Ей именно нужен городовой, а не свобода. Участок, а не права. Революция себя погубила — она уже смешна. Если будет царь, он будет крайне жесток.Царское село, 21 июля 1917 г.
|
Сегодня мама была в городе и разговорилась с двумя бабами, стоявшими в хвосте у Гурме. Одна баба заметила, что кинематографы полны народу, а церкви Божии пусты. А другая баба сказала, что «епископ Геннадий оченно велел храм почаще посещать и детей приводить». «И какое теперь, барыня, дети пошли! Вот этот мальчишка меня, извините, по матушке выругал!» Вечером читал папа и мама окончание «Сафо». Им так же понравилось, как и начало. Папа упомянул о Майкове — это лестно, а мама определила влияние А.Толстого (Дамаскина) — это верно. После сцены объяснение Сафо с Фаоном мама сделала весьма женское замечание: женщины возражений — и поражений — не принимают. Некая Ольга, кузина Гули П., слышала, как солдат в вагоне хвастался тем, что у него 70 000 капиталу. она вскочила и сказала: «Товарищи! Давайте бить буржуя!» Все покатились со смеху, а буржуй как в воду канул. Мамин идеал книги это роман Валуева — «Ларин». Как я завидую маме, и Валуеву! Сегодня открывается Предпарламент. «Предфинский» залив уже давно открыт. Прочел на днях в «Вечерним времени» об убийстве на Островах семьи дворника. Малолетние дети были найдены с 14-ю кинжальными ранами по всему телу. Конечно, обвиняют каких-то китайцев. Знаем мы этих китайцев! От них Россия гибнет и церкви пусты! И жалко и приятно было покончить с «Сафо». Всё-таки я над ней работал — с перерывами — два месяца. Теперь обязательно надо кончить «Смерть Венеции», а там виднее будет… «Золушкины праздники». «Летчик Скворцов», «Марсельеза» — всё это ждёт. Перечёл Дамаскина, читал урывками Байрона, «Дневник молодости», Толстого, «Театр для себя» Евреинова. Е. В. Пономарева прислала очаровательное письмо и книгу моего милого, доброго А. Ф. Конт «На жизненном пути».Царское село, 7 октября 1917 г.
|
Забавны и очень современный анекдот: когда знаменитый «революционный» паж 1905 года, ныне военный министр Верховский, был ещё полковником и командующим Московского военного округа, он приехал как-то в Александровское училище, не поздоровался с офицерами, велел юнкерам его окружить и начал свою речь словом «Товарищи!» Офицеры переглянулись и безшумно ушли. Окончив речь, Верховский хватился их и велел их позвать. Они ответили, что пусть он к ним идёт. Верховский смутился и пошёл! Всё это на глазах у юнкеров… он нашёл офицеров собравшимся. Один из них выступил и форменно его отчитал, после чего спокойно стал бормотать, что никогда в жизни не был в таком положении, и — извинился. Потом, конечно, он всячески преследовал училище. Какая типичная картина! Слышал остроту: в Риме находится папа, раб рабов Божиих, в Персии — царь царей, а у нас — полковник Полковников…Царское село, 9 октября 1917 г.
|
Источник: Книга «Воспоминания о России» (Автор: Княгиня Ольга Палей.)
Издания
- Владимир Палей. Стихотворения. Товарищество Р. Голике и А. Вильборг — 1916 — 106 с.
- Князь Владимир Палей. Поэзия. Проза. Дневники. Альма Матер — 1996 — 416 с.
- Князь Владимир Палей. Биография. Стихи. Царскосельский Романовский фонд — 1997 — 96 с.
Cсылки
- http://www.idrp.ru/pages/article/article.php?article=3
- http://www.sobesednik.orthodoxy.ru/html/arhiv/2_2007/poyu_bogu_2_07_stix.html
- https://www.stihi.ru/2015/07/18/7295
- http://www.svelizaveta.ru/vladpalei.htm
Сноски
Работы этого автора находятся в общественном достоянии во всём мире, поскольку он умер более 100 лет назад. |