Уне есть солнцу престати от течения своего,
нежели оставити Псалтырь.
Свт. Иоанн Златоуст
Поэзия мiрская не отрава,
Когда ведёт горе́ по мере сил.
Но богослов, не мудрствуя лукаво,
Поэтов всех одной косой скосил.
Каноны возвеличить постарался,
Мол, красота и высота, всё тут.
Хвалил, хвалил, и сам потом признался,
Что их мiрские люди не поймут.
Стиху, конечно, с гимном не сравниться,
Но мысли не угнаться за дьячком,
И хлеб давать беззубым, как глумиться:
Грудных сначала поют молоком.
Зачем пускать и молнии, и громы,
Иные цели, видно по всему:
Цель песнопений – припадать к Святому,
Стихотворений – приводить к Нему.
И старое когда-то было новым,
Всему под солнцем свой черёд и час.
Считалось раньше оскуденьем Слова
Всё то, чем умиляемся сейчас.
Акафисты, каноны не порочим,
И хоть без них теперь уже никак,
Они нововведения, а впрочем,
Заглянем в достославные века…
Чтоб чуждый дух унынием и страхом
Не полнил грудь и не толкал на блуд,
Учил сам Ангел первого монаха
Всегда чередовать псалмы и труд.
Боголюбимец затворился в келье,
Ушёл для восхождения в затвор.
И с тех времён псалмы и рукоделье
Сопутствуют монахам до сих пор.
Другой пример. Послушник прибыл в город
С благословенья старца по делам
И, выполнив порученное скоро,
Зашёл в один александрийский Храм.
Услышав пенье тропарей, канонов,
Так умилился, что домой рванул
И, положив пред аввою поклоны,
С печалью и смущением вздохнул:
– Небрежно мы проводим жизнь в пустыне,
Не так сейчас живут монастыри.
У нас псалмы с плетением доныне,
А там поют каноны, тропари.
Вздохнул и старец: – Мiром страсти правят,
И горе нам, грядет лукавый век,
Монахи пищу твёрдую оставят,
Что Дух Святый на пользу нам изрек.
И примутся за песни и за гласы.
Петь тропари? Иль мы себе враги?
Зачем нужны словесные прикрасы
Тому, кто хочет плакать пред Благим?
Отцы мiрские пусть поют на бденьях,
Чтоб привлекать народ, а нам беда:
Злой дух приманкой тропарей и пенья
Ввергает в ров тщеславия, блуда!
Как видим, то, что автор превозносит
Не радовало в древности святых.
Но и сейчас душа не кружев просит,
А слов псаломских, мудрых и простых.
Не сознают, хотя зело учёны —
От графоманства в Церкви страшный вред:
Акафисты, стихиры и каноны
Слагает неудавшийся поэт.
Не оживят намерения бла́ги:
Слова без Духа мёртвые слова.
Один убыток и расход бумаги,
А не желанный отблеск Божества.
А значит, современные творенья
Не принесут ни слёз, ни умиленья.